Телефоны: +7(727)354-27-52; +7(707)883-88-03
Text...
Text...
В указанном обзоре Верховный Суд разъясняет различные аспекты, возникающие в ходе гражданских и уголовных дел, в частности разъяснен вопрос, возникающий при недействительности сделки – о наличии или отсутствии обязанности одной стороны возвратить все полученное по недействительной сделке другой стороне.
Статья 157-1 ГК РК регулирует возникающие последствия признания сделок недействительными.
Text...
Статья 157-1 ГК РК регулирует возникающие последствия признания сделок недействительными.
Text...
- сторона сделки,
- заинтересованные лица,
- надлежащий государственный орган
- прокурор
1) Недействительная сделка не влечет юридических последствий, которая она имела бы, если была бы действительной, так как недействительна с момента ее совершения.
2) Недействительная сделка несет только последствия, которые связаны с ее недействительностью
3) При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
4) При невозможности возврата в натуре - возместить стоимость подлежащего возврату имущества, стоимость пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах.
5) Если сторона несет убытки, связанные с признанием сделки недействительной, данные убытки могут быть взысканы судом со стороны, виновной в совершении действий, вызвавших недействительность сделки.
6) Иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены ГК РК или иными законодательными актами РК
Text...
Text...
Согласно требованиям пункта 3 статьи 157-1 ГК РК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В бюллетене Верховный суд приводит пример судебного спора по иску АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (далее – Фонд) к индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) К. о взыскании задолженности ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по договорам о предоставлении микрокредита, а также по встречному иску ИП к Фонду о признании договоров о предоставлении микрокредита и договора залога недействительным.
Решением специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 27 мая 2019 года в удовлетворении иска Фонда отказано. Встречный иск ИП К. удовлетворен. Признаны недействительными договоры о предоставлении кредита и договор залога.
Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Восточно- Казахстанского областного суда от 10 сентября 2019 года решение суда первой инстанции изменено. В части отказа в удовлетворении иска Фонда о взыскании задолженности по договору решение суда отменено, вынесено новое решение о взыскании с ИП К. в пользу Фонда суммы основного долга и государственной пошлины в доход государства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В 2011 г. между Фондом и ИП были заключены договоры о предоставлении кредитов заёмщику ИП К., в обеспечении которых в залог передан земельный участок. Вступившим в законную силу приговором специализированного межрайонного суда по уголовным делам Восточно-Казахстанской области от 10 октября 2018 года К., работавший директором филиала Фонда был признан виновным в хищении денежных средств путём мошенничества с использованием своего служебного положения, и осужден к 8 годам лишения свободы.
ИП К. признан по данному уголовному делу потерпевшим.
По гражданскому делу были проведены экспертизы, которые дали заключения, о том, что некоторые подписи в договорах выполнены не ИП К,, а по некоторым подписям ответить, кем выполнена подпись, не представлялось возможным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска Фонда и удовлетворил встречный иск ИП К., при этом обоснованно пришел к выводу, что были нарушены права ИП К. ввиду отсутствия его волеизъявления на получение кредитов и передачу земельного участка в залог.
Суд апелляционной инстанции признал указанное решение законным. Однако, исходя из требований пункта 3 статьи 157-1 ГК РК, изменил решение суда первой инстанции и привел стороны договоров в первоначальное положение.
Text...
Text...
Согласно требованиям пункта 3 статьи 157-1 ГК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Вступившим в силу приговором суда установлено, что денежные средства Фонда, выделенные по кредитным договорам, похищены М., а не получены К.
В резолютивной части приговора указано о признании за Фондом права на удовлетворение гражданского иска к М. о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением на сумму 67 510 867 тенге, включающего в себя и ущерб в результате оформления фиктивного договора займа с ИП К.
Согласно пункту 3 статьи 76 ГК вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, которым признается право на удовлетворение иска, обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого состоялся приговор суда.
В силу этого, Верховный суд обоснованно посчитал, что Фонд имеет право взыскать понесенный ущерб с директора филиала Фонда, который похитил денежные средства, переданные по недействительной сделке.
Text...
С целью минимизации вероятности ответственности за последствия признания сделок недействительными, представляется важным сохранять все сведения о личности и имуществе конфиденциальными, не предоставлять посторонним лицам копии или оригиналы документов, содержащие конфиденциальную информацию, за исключением случаев совершения гражданско-правовых сделок.
Text...
Адвокаты Адвокатской конторы «Yakovenko Advocate Partners» обладают разносторонним опытом работы по разрешению судебных споров, cвязанных с недействительностью сделок, а также с их последствиями.
Мы готовы оказать необходимую правовую поддержку путем консультирования и участия в судебных спорах по искам о признании сделок недействительными.
Адвокатская контора "Yakovenko Advocate Partners"
Управляющий партнер, адвокат Яковенко И.А.
Последние записи